Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Театральные события » «ТАГАНКА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ
«ТАГАНКА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 24.11.2013, 09:24 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline
«Таганка» нашего времени

В театре представили концепцию юбилейного сезона



5 сентября Театр на Таганке открыл новый сезон. Весной 2014 года грядет 50-летний юбилей ярчайшего этапа в судьбе этого театра, связанного с приходом Юрия Любимова и его учеников в 1964 году. Подлинная история Таганки, как принято считать, началась со спектакля «Добрый человек из Сезуана».
Открылся юбилейный сезон в условиях весьма драматических и с более чем скромной афишей. Напомним, что некоторое время назад Юрий Любимов, покинувший театр при не менее драматических обстоятельствах в 2011 году, запретил играть свои спектакли по причинам несоответствия их нынешнего состояния режиссерским замыслам. К тому же в минувшем сезоне театр лишился и своего следующего руководителя Валерия Золотухина, ушедшего из жизни. Новым лидером Золотухин, к сожалению, стать не смог, да к этому и не стремился, видя свою задачу в сохранении любимовского наследия и традиций театра. Присутствовавшие на пресс-конференции актеры Феликс Антипов, Дмитрий Высоцкий и Сергей Трифонов, поделились ощущением сиротства и беспризорности.

«Обстановка в театре сейчас непонятная, она не очень домашняя, не очень таганковская. Но времена меняются, и любимовская атмосфера с уходом Юрия Петровича постепенно выветривается, – сказал Дмитрий Высоцкий. – Мы живем в очень сложное время – не то что в междуцарствие, потому что был царь, а теперь команда – мы входим в мучительно-демократический период. Что это будет? Пока не знаем. Но очень хочется, чтобы поскорее победило творчество».

После длительной, привычной и талантливой творческой диктатуры Юрия Любимова, единолично решавшего все вопросы, в последние годы и финансовые, переживать «демократический период» непросто. Актеры, однако, отметили и наличие «пороха в пороховницах», характерное как для молодого, так и для старшего поколения, и желание праздника, который должен стать явлением общим. Да и попробовать себя в новых, живых, современных «предлагаемых обстоятельствах» они тоже не против. Зато против того, чтобы Таганку называли «мертвым театром». К сожалению, в последнее время для подобных нелестных отзывов сам театр давал немало поводов.

Напомним еще, что в наступившем сезоне в Театр на Таганке пришла новая молодая команда, составленная из выпускников «Школы театрального лидера». В ее составе – режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, художник Ксения Перетрухина, театровед Анна Банасюкевич и другие. В свое время эта команда успешно защитила проект по дальнейшему развитию Театра на Таганке. На защите присутствовали представители Департамента культуры Москвы и сам Сергей Капков, после чего было принято решение внедрить новую концепцию в нестабильную жизнь легендарного театра. Правда, сами авторы этой концепции признались, что после нескольких месяцев близкого знакомства с прошлым и настоящим Таганки многие благородно-утопические планы претерпели изменения и стали более реальными.

«Изначально это был «вертикальный» проект, в то время как сейчас он переходит в горизонтальную плоскость, – рассказал Дмитрий Волкострелов. – Проект был глобальный и в него были заложены очень радикальные вещи, которые, как оказалось, невозможно осуществить, прежде всего, по экономическим соображениям: театр должен работать и зарабатывать деньги». По большому счету того проекта, который презентовался в «ШТЛ», уже не существует. «То, что планируется сейчас, это совсем-совсем другое, – подчеркнул Волкострелов, – первый вариант, на самом деле, не мог воплотиться, потому что он находился в отрыве от реальности и социума – это было абстрактное упражнение для ума и души». За последнее время Волкострелову многие позиции пришлось пересмотреть, в том числе и свое личное отношение к Любимову: «При всем уважении к Юрию Петровичу, вся проблема «Таганки» в том, что любая тоталитарная система рано или поздно рушится – мы сейчас находимся на руинах и мучительно стараемся перейти в ситуацию демократического управления. В этом сезоне у нас будет происходить некий взаимообмен. Если в итоге у театра, у меня возникнет внутренняя потребность продолжать диалог, мы продолжим».

Что же касается сути предстоящих деяний новой команды, то ее попыталась выразить Ксения Перетрухина. Сегодня принципиально важно осмыслить историю этого театра с позиций сегодняшнего дня, предварительно как следует ее изучив. И остановиться на самых наболевших проблемах. Одна из них – принципы существования репертуарного театра как такового. Тут сразу хочется сказать, что «отменять» его новая команда не собирается, а в некоем аналитическом исследовании этого вопроса никакой «крамолы» нет. Далее, попытаться разобраться в том, что такое права и обязанности в отношении истории, в том числе и конкретного театра. Запрещая свои спектакли, Юрий Любимов отчасти узурпирует свои права на эту историю, но ведь она принадлежит актерам и зрителям тоже. Не менее интересно исследовать и феномен самого Любимова – тоталитарной фигуры в отдельном театре, ставшем форпостом абсолютной свободы. К тому же Перетрухина заметила, что официальная и частная история театра уже написана, издано немало книг, альбомов, дневников, мемуаров, так что добавлять еще пару букв к этому новой команде не хочется. А вот осмысление с позиций сегодняшнего дня, с точки зрения молодого художника весьма актуально. «Я бы привела в пример пьесу Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», где известная шекспировская история рассказана от лица второстепенных персонажей, – сказала Перетрухина. – Мне интересно пересмотреть историю «Таганки», которая запечатлена в чудесно изданных книгах, с позиции Розенкранца и Гильденстерна».

Итак, в юбилейном сезоне зрителей Таганки ждет целая серия разножанровых художественных событий, точкой отсчета для которых станут документы и факты. Первое событие случится в октябре, это будет выставка «Попытка альтернативы», которая как раз и представит ракурс понимания этой истории новой командой. Чуть позже откроется вторая выставка под названием «Личные истории, которая представит художников-авангардистов Восточной Европы.

Режиссер Дмитрий Волкострелов заявил свой проект документального спектакля, основанного на голосах зрителей под условным названием «Голос зала». Будут собраны зрительские воспоминания, впечатления, размышления о том, какую роль сыграл Театр на Таганке в их жизни, как повлиял на нее, на какие вопросы ответил, какие проблемы поставил.

Режиссер Семен Александровский достаточно скептически отнесся к понятию «праздника», отметив, что этот юбилей, скорее, повод для рефлексии, аналитической работы. В своем проекте он займется историей спектакля «Добрый человек из Сезуана», который почти 50 лет был в театральном репертуаре. Режиссер замыслил исследовать «большую жизнь одного спектакля внутри театра». Материал для работы есть: сохранились видеозаписи, кинохроника, есть свидетельства артистов нескольких поколений. Предполагается, что это будет мультимедийное исследование.

Проект режиссера Андрея Стадникова будет основан на свидетельствах людей, которые на протяжении многих лет работали в этом театре, причем не только актеров. «Меня трогает в этих людях тоска по прошлому братству», – сказал режиссер. И вновь предстоит попытка разобраться в том, чем же был этот театр для человека, но в данной ситуации находившегося не вне, а внутри него.

Кроме этого, в феврале новая команда представит фестиваль читок, который пока носит условное название «История в документах». В архивах сохранилось немало любопытных и драматичных свидетельств времени: стенограммы собраний и худсоветов, акты приемки спектаклей, письма зрителей и т.п. Планируется выявить круг тем, которые покажутся наиболее драматургичными, в том числе, вероятно, и весьма неожиданных. Затем для их разработки пригласят драматургов, умеющих работать с документальным театром. Из пяти предполагаемых фестивальных читок две наиболее интересные и актуальные со временем должны перерасти в полноценный спектакль, который останется в репертуаре театра. Кстати, и заявленные выше проекты молодых режиссеров, могут также войти в постоянную афишу театра.

Впрочем, юбилейный сезон включает в себя не только проекты пришедшей команды. На Таганке готовится спектакль «Гроза двенадцатого года», где автором и режиссером выступит Сергей Глущенко. В этой масштабной постановке, посвященной событиям войны 1812 года, занято более 50-ти артистов труппы. Из прошлых планов на этот сезон перешла постановка спектакля под рабочим названием «Голос отца» по произведению Андрея Платонова в постановке Игоря Коняева. Сейчас в театре ждут новую пьесу Дмитрия Быкова «Шереметьево-3» о событиях, связанных со Сноуденом, которую будет ставить Роман Феодори.

Директор театра Владимир Флейшер признался, что текущей работы так много, что в театре не хватает помещений для репетиций. Он же отметил, что денег на юбилейные события театр пока не получил.Существует предварительная смета, которая направлена в Департамент культуры и будет рассматриваться. Создан и Общественный совет по празднованию юбилея Таганки, в который вошли театральные деятели Москвы. Кстати, сам юбилей будет отмечаться не только в конкретном театре. Так, например «Гоголь-центр» готовит проект «Диалоги», в котором будут собраны беседы с Юрием Любимовым, Николаем Губенко и другими творцами, причастными к созданию и работе Таганки. Бахрушинский музей готовит свою выставку, на которой тоже обещает представить много нового, ранее не демонстрировавшегося.

Что же касается Юрия Любимова, то его никто не собирается сбрасывать с корабля современности. А уж тем более перечеркивать его деятельность в качестве многолетнего и подлинного «театрального лидера». Переговоры о возврате его спектаклей в репертуар Таганки по-прежнему ведутся и, кажется, вступили в более оптимистичную фазу. По крайней мере, Флейшер обещал «приятно поразить» зрителей Таганки уже в октябре.

А на самом-то деле его личная история, вписанная в историю конкретного театра и театра вообще, могла бы, наверное, стать поводом для самого драматичного «документального спектакля».


Ирина Алпатова, Татьяна Власова

http://www.teatral-online.ru/news/10071/
Прикрепления: 4743434.jpg (26.3 Kb)
 
Форум » Размышления » Театральные события » «ТАГАНКА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками