Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Делимся впечатлениями от спектаклей и выступлений » ЕСЕНИН Юрия Решетникова
ЕСЕНИН Юрия Решетникова
Валентина_КочероваДата: Четверг, 07.03.2013, 22:13 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline
Наш баркас гоним течением судьбы по быстрой реке под названием жизнь. Левый берег сдавлен железом и бетоном: заводы, фабрики и поезда курят шаровым смогом в свинцовое небо, такое же тяжелое, как стальная крепь моста, сковавшего удалую реку. Но за мостом весь правый берег залит вязким вечерним золотом, утомленные, обрызганные солнцем люди, везут в телегах рожь по раскинутой тропе деревень и измаянный за день ветер веет пьяным запахом медовых сот. И пока не зашло солнце, вплоть до маковой вечерней зари, еще улыбаются дали нашему баркасу и тому, кто особым образом способен направить человека на саму суть живого.

И я стоял на палубе, в этом мирке, сдавленном противоположными берегами. И мы были гонимы течением, склоняясь то влево, то вправо. И чем больше нас относило влево, тем пуще растворялись в мглистой мути индустриальной мощи и безумного железного лязга. И золото солнца уже не отражалось на наших лицах, и в глазах читалась боль и тоска по бескрайним парящим равнинам, по льющему еловыми рощами запаху ладана.

И в глазах актера была заметна эта боль, смешанная с чувством мечты на спасение, как и поэт, проливая свою тоску по бесконечно хрупкому счастью, в своих стихах не теряет надежды всецело достичь и жить с ним в согласии нескончаемо.

Юрий Решетников увлекает зрителя в водоворот, но не событий, а психологических состояний человека, подверженного глубокому жизненному давлению. Поэт как зеркало своей эпохи, пропущенное через призму уникальной человеческой натуры, как крик уязвленной души в ответ на всю неполноценность нашего бытия, в своих стихах фиксирует тончайшие нюансы душевных движений. Актеру на сцене настолько же сложно показать все внутренние эмоциональные колебания гениального поэта, насколько эффектен будет положительный результат.

Юрий, полтора часа и без перерыва играя Есенина, буквально вживается в есенинскую поэзию, и я читаю в его интонации, движениях, мимике, и конечно, глазах глубину непритворных чувств, которые побуждают к творчеству великих людей. Как в отрывке из «Сорокоуста», где жеребенок стремится обогнать паровоз, я читаю поэта в игре актера, я вижу любовь поэта к простому и чистому животному, сочувствие живому в борьбе с неодолимой машиной, железной и бездушной. Когда артист начинает читать строки, я вижу образ героя, который мучительно переживает, восклицая: «Ну как же?! Но зачем?!», подобно каждому, ставшему свидетелем трогательного, трагичного зрелища.

Мастерский стих переключает наше внимание от искрометного частного к осмыслению едва увиденного. Голос звучит тихо и вдумчиво, в глазах читаю осознание того, что время, «когда пару красивых степных россиянок отдавал за коня печенег», безвозвратно ушло, подчинилось эпохе, где покупают паровозы за пуды конской кожи и мяса.

Строки рождают образы, которые сводятся в идеи. Но даже если мы не увидели смысла, у нас остается яркий портрет или пейзаж, и мы говорим: «А ведь красиво! Как он точно! Как он ловко играет словами, словно художник пишет картину!». Каждая строка передает нужное настроение, своей игрой – мимикой, движениями, интонацией – Юрий делает это наглядно.

В «Персидских мотивах» у меня возникают ассоциации с тяжелым багровым вечерним солнцем, горячим, пряным, почти видимым воздухом, шелестом платьев, скрывающих женскую красоту; вот он ведет беседу с чайханщиком за чашкой красного чая, что-то восточное сверкнуло в прищуренных глазах, заставляя шире приоткрыть занавес тайны далеких стран. Но вот он читает «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», он разводит руки, словно шире открывает и без того раздольную русскую душу, взгляд плывет по макушкам голов, сидящих в зале зрителей, он словно смотрит в даль, в горизонт, в кромку соединения бескрайнего золотого поля с голубым небом… И я вижу, чувствую всю безграничную, еще полностью не раскрытую, удивительную красоту России, для меня такую родную, глубокую, яркую, нежели все краски Востока. Я ощущаю противовес моего родного края привлекательной, но чужой мне стороне и во мне растет гордость за такие стихи, чувство единения с идеями и образами, изложенными в них.

Стихи, письма и статьи критиков умело подобраны и как будто добавляют автобиографии живые примеры, одухотворяя ее. Это своего рода каркас спектакля, где одно стихотворение плавно вытекает из другого, или логично отвечает на прозвучавшую резкую статью. Тем самым они образуют тщательно выстроенную цепь событий, рождая в себе некое подобие сюжета. «Гой ты, Русь моя родная», где Есенин воспевает всю прелесть деревенского бытия, льется звонко и искренне, но отрывок предыдущего стихотворения, последняя строка которого звучит: «всю душу выплесну в слова», является прелюдией к яркому эмоциональному всплеску, местом скопления чувств и эмоций, которые находят свой естественный выход. Словно вода, давлением прорывает дамбу и вновь устремляется в путь.

Но такие эмоциональные порывы также угасают, как догорел эпизод «Сорокоуста» и тихо началась «Русь советская», первые строки которой звучат слабо, почти шепотом, как после бури – поднятой пыли с копыт молодого коня и дыма прозвеневшего паровоза. Не зря Юра читает стихотворение с начала, со строчки: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело».

Письма Есенина и «разгромные» статьи видных советских кураторов добавляют композиции нужные оттенки, подчеркивая весь трагизм разногласий внутреннего мира поэта и мира внешнего, его окружающего. Мне очень понравилось, насколько комически Юрий выставляет Бухарина, автора «Злых заметок»: руки в пояс, голос истерически криклив, словно с трибуны вещает всю эту демагогию масс, я сразу представляю старые записи видных большевистских ораторов первой четверти прошлого века. Затем идут «Стансы», строки словно парят над порывистой статьей, Юрий произносит их спокойно и размеренно, задумчиво, ведь и мера воздействия совсем иная – точно в сердце, без кокетства с массовым мнением. «Стансы» отвечают «Злым заметкам» непоколебимой истиной, будто смиренной, ставящей сомнительную выразительность статьи на место болонки, лающей в исступлении на невозмутимого дога.

Где-то в кино я видел, как плывет стая дельфинов. Их движения были естественны и изящны, они выныривали и ныряли, все происходило крайне динамично. Но казалось, им не было дела, ни до чего и, ни до кого, кроме как до своего устремленного броска куда-то вглубь сине-голубых морских просторов. Казалось, они не замечали даже оператора, так мастерски снявшего их свободное плавание, они пребывали в своем собственном мире, или даже измерении. Они также мерно держались своего пути, как беспристрастен есенинский стих на фоне суетливых заметок и прочих расчетливых статей.

Такие ассоциации возникают благодаря слитию в единую форму стихов, писем и статей, взаимодействие которых обеспечивается актерской игрой и режиссерской работой.


Святослав Ершов, журналист.
Эстония - Санкт-Петербург
 
Форум » Размышления » Делимся впечатлениями от спектаклей и выступлений » ЕСЕНИН Юрия Решетникова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками