Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » "Несказанное, синее, нежное ..." » ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
Валентина_КочероваДата: Четверг, 14.02.2013, 00:20 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline


http://www.playcast.ru/view....a4e42pl

Что тобой не сказано, забыто!
Белым снегом ветренных легенд...
В тридцать лет уйти!? Всё шито-крыто,
Но живёт столетья вечный бренд...

Ловеласа, пьяницы, поэта,
Русской совести от солнца свет!
Твой "Мирок" впервые чудом света
Публикаций, оценил эстет!

Слов не сыщешь ярче, где их свита,
В ком она ещё, как не в тебе?!
Вот письмо для матери, открыта
Тайна от Шираза в Шагане!

Но легенды рвутся в "Англетере",
Все тринадцать уголовных дел...
Бонз партийных партии -"гетеры"
Вены перерезать, ты, хотел!

"До свиданья, друг..."- скрипело бито
Вечное перо-надежд успех...
И несёт любовь смысл счастья пыток
Душ твоих стихов, как сладкий грех!


В.Харламов



Предсмертное стихотворение

Отвлечемся пока от свидетельских показаний и анализа деталей случившегося. Самое время поговорить о «предсмертном» стихотворении. Написанное кровью, оно стало поводом для обывательских пересудов и газетных материалов, явно отдающих бульварщиной. А самое главное, именно оно послужило для миллионов людей – от членов правительства до крестьян и рабочих – главным свидетельством того, что Сергей Есенин, без сомнения, покончил жизнь самоубийством. Ведь текст этого стихотворения воспринимался именно в контексте подробных описаний произошедшего в «Англетере», вплоть до того, что сообщалось, как Есенин писал эти стихи перед тем, как «вскрыть вены» и залезть в петлю…

Время не внесло никаких коррективов в восприятие этих восьми строк, и ныне люди, убежденные в версии самоубийства поэта, ссылаются именно на последние стихи.
Перечитаем же их еще раз:


До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей...


В данном виде текст этого стихотворения известен всем и перепечатывался из одного собрания в другое. Однако с текстологией его связана весьма интересная история.

Впервые оно появилось в печати 29 декабря 1925 года в вечернем выпуске «Красной газеты» в тексте статьи Георгия Устинова «Сергей Есенин и его смерть». Причем, пятая строчка в некрологе читалась: «До свиданья, друг мой, без руки и слова…» Второй предлог «без» написан крайне неразборчиво и при чтении оригинала создается впечатление, что он был замаран. Устинов прочел строку по-своему и в своем прочтении пустил ее в печать. Так стихотворение с искаженной строкой публиковалось вплоть до 1968 года (единственное исключение – «Избранное» 1946 года, составленное Софьей Толстой, где строка была напечатана в своем изначальном виде).

Однако при внимательном чтении оригинала бросается в глаза вторая строка, которая читается опять же несколько иначе, чем в напечатанном виде. Третье слово второй строки отчетливо прочитывается, как «чти», а не «ты». А следующий предлог «у» носит характер явного исправления. Очевидно, поначалу было написано «и», и вся строка должна была читаться «чти и меня в груди»… Потом «и» было исправлено на «у», в соответствии с чем логично было бы прочесть первые две строки в таком виде:


До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, что у меня в груди.


«И», однако, в третьем слове не было исправлено на «о», и строчка осталась прежней: «чти у меня в груди». Смысловое несоответствие было устранено публикатором, ничтоже сумняшеся заменившем явственно видное «чти» на «ты». В результате мы получили связный и грамотный текст, но не соответствующий тому, что на самом деле написал Есенин.
Создается впечатление недоработанности, неотделанности стиха. Как же он создавался за неизвестное количество часов до гибели?

Эти два четверостишия были записаны утром 27 декабря. О дальнейшем рассказывал Эрлих:

«Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя в карман моего пиджака:
– Тебе.
Устинова хочет прочесть.
– Нет, ты подожди! Останется один, прочитает».

Эрлих вспомнил о стихах только на следующий день после гибели Есенина. Ну а если предположить, что это произошло бы вечером того же дня и, оставшись в одиночестве, он прочитал бы их? Увидел бы он в этих восьми строках предсмертную записку? Воспринял бы их как предупреждение о возможном расставании с жизнью? Да ни в коем случае!

Эти восемь строк, волею судьбы ставшие последними для Есенина, представляют собой поэтический экспромт, написанный «на случай». Сергей сунул стихи в карман приятеля как своеобразный подарок, из чего ни в коем случае нельзя делать вывода, что строки, написанные на этом листке, посвящены какому-либо конкретному человеку. «Друг мой» – это словосочетание кочует в последние годы жизни Есенина из одного стихотворения в другое, причем встречается оно, как правило, в стихах, проникнутых ощущением страшного одиночества.

«Пой, мой друг. Навевай мне снова нашу прежнюю буйную рань…», «Кто же сердце порадует? Кто его успокоит, мой друг?..», «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль…»

Экспромтов такого рода, о которых Есенин говорил при встрече Николаю Асееву («Ты думаешь, легко всю эту ерунду писать?»), поэт написал в последние месяцы своей жизни более десятка. Рождались они совершенно спонтанно, словно уже давно сложились в голове, и записаны были набело, без единой помарки. Писались они подчас и так, как об этом рассказывала Софья Толстая: «Все эти стихи записаны мною за Сергеем в туманный октябрьский рассвет. Он проснулся, сел на кровати и стал читать стихи. Не видел, что я пишу. После я сказала, он просил их уничтожить». Речь идет о стихах «Ты ведь видишь, что небо серое…», «Ты ведь видишь, что ночь хорошая…», «Сани. Сани. Конский бег…», «Ночь проходит. Свет потух…», «Небо хмурое, небо сурится…».




http://www.sergesenin.ru/?p=343





«Англетер» пал — гласность победила

25 лет назад, в марте 1987 года, на Исаакиевской площади прошло первое открытое выступление ленинградцев против действий власти. Снос гостиницы, в которой погиб поэт Сергей Есенин, стал импульсом для развития гражданского общества.

В прессе Ленинграда градозащитников клеймили как дилетантов и демагогов, действующих по написанному извне сценарию. На площади 22-тысячный митинг горожан разгоняли внутренними войсками. Через несколько минут после разгона митинга фасад «Англетера» был превращен в облако строительной пыли.


Информацию распространяли на строительном заборе на плакатах — написанных от руки.

Очарование и дух старины

В туристической рекламе пятизвездная гостиница «Англетер» позиционируется как замечательный островок древности (своего рода Англия!), со всех сторон окруженный достопримечательностями. Гостям города «Англетер» подается в качестве полностью отреставрированного памятника архитектуры XIX века, сохранившего дух и очарование старины.

Баталии, гремевшие четверть века назад вокруг этого островка, находятся за рамками продвижения туристического продукта под названием «Санкт-Петербург».


Третьеразрядное общежитие

При советской власти «Англетер» был частью гостиницы «Астория», возведенной в 1913 году. Постройка на углу Гоголя (ныне Малая Морская) в XIX веке не раз перестраивалась, обретя знакомый нам облик после капремонта 1912 года. После событий 1925 года, связанных с гибелью Сергея Есенина, гостиница трижды реконструировалась, а номер, в котором поэта нашли повешенным, не сохранился.

В середине 1970-х годов город решил реконструировать комплекс интуристовской гостиницы «Астория» — «Англетер» при этом полностью перестроить.
— «Англетер» — это по сути малоприспособленное для нормальной жизни общежитие, узкий корпус которого во всех случаях не позволял построить удобную по планировке гостиницу, — приводил аргументы за снос Сергей Соколов, главный архитектор города в 1986 — 1992 годах.

— Третьеразрядная гостиница, невзрачный отель, — вторила ему пресса города.
Проект разрабатывали 12 лет, затем реконструкция была отдана строительной компании под финским названием. К 1 июня 1987 года город должен был передать застройщику свободную стройплощадку.


Искра от дома Дельвига

За год до того, в 1986 году, в Ленинграде возникло то, что сегодня именуют градозащитным движением. Горожане отстояли дом Дельвига на Загородном проспекте — его собирался снести «Метрострой»: как мешающий сооружению станции метро «Достоевская». Вахту у дома, в котором жил лицейский друг Пушкина, несли молодежь, представители творческой и научной интеллигенции. Не пускать под нож бульдозера дом Дельвига призывал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Подействовало: скромный особнячок на Загородном был спасен.

«Спасение» — так и назвали свою группу защитники дома Дельвига, целью провозгласив защиту памятников Северной столицы. Подобные объединения тогда имели официальное определение «неформальные». Несмотря на новый курс КПСС на перестройку и гласность, в Смольном к ним относились неважно. Презумпция виновности была обязательной в любом выступлении официальной прессы в их адрес (а иной прессы не существовало).


А читали ли они Есенина?

Защищать от сноса дом, в котором погиб Есенин, группа «Спасение» вышла 16 марта. Без мобильной связи и без социальных сетей в Интернете (коего еще не было) на следующий же день группка активистов выросла до внушительной толпы на Исаакиевской площади.
Кто эти люди, совершившие кавалерийский наскок на забор у гостиницы «Астория», недоумевали городские газеты. «Просвещенные? Нет, люди, не ознакомленные даже с проектом будущей реконструкции зданий, а порой и не знающие творчества Есенина. При всей серьезности и важности задач, поставленных группой «Спасение», им необходимо пересмотреть формы и методы своей деятельности», — пеняла пресса. Тиражи газет были стотысячные — народ узнал, что город обижают, а горожан считают темной серой массой без права голоса, и пошел на площадь.

«Почему газеты не дают резкую оценку поведению молодежи на площади?» — вопрошали в прессе некие инженер В. Козлов и рабочий Б. Сидоров. «Вольная ассоциация дилетантов», «некий почти фантастический сверхорган, претендующий на всеобщий городской контроль и управление», «играют в демократию, пользуются трескучими фразами, жонглируют проблемами, скатываются к говорильне и к демагогии», «действуют по написанному извне сценарию» — таков был арсенал обвинений от официальной пропаганды.


Переговоры

18 марта Мариинский дворец пошел на переговоры с митингующими. В Ленгорисполкоме лидеров группы «Спасение» приняли заместители председателя (в их числе зампредисполкома по культуре Валентина Матвиенко), руководство инспекции по охране памятников, были представители горкома комсомола, главный архитектор города, главный редактор газеты «Смена». Защитников убеждали в необратимой аварийности здания.
Выйдя из Мариинского дворца, переговорщики увидели, что войска выстраиваются колонной напротив «Англетера», вскоре они оттеснили митингующих от забора.

— Формально — разгона не было, только лишь заставили перебраться народ на новое место — к Исаакиевскому собору. Оттуда, со ступенек, было хорошо видно, как рабочие лебедками натянули привязанные к остаткам нижних простенков тросы и подрубленный лицевой фасад здания медленно пополз вниз, утонув в клубах известкового дыма, — так рассказывают они о финале.

Формально власти лишь распорядились обычным жилым домом по своему усмотрению. Митингующие формально были лишь нарушителями общественного порядка, вышедшими на площадь без согласования с властями. Они потерпели поражение — власти выиграли. А резонанс от сноса «Англетера» получился обратным. Слово «Англетер» стало синонимом прекрасных порывов души.



Пришли те, кто любит свой город, — не предполагая, что станут в истории Петербурга первыми, кого разогнали войска.

Всесоюзный резонанс

— Это был первый случай в советской истории, когда произошло открытое выступление против действующей власти, — оценивает сегодня события вокруг «Англетера» Анатолий Ежелев, в то время представлявший в Ленинграде газету «Известия», а затем депутат I съезда народных депутатов СССР. — Все остальные, до того, были в подполье, диссидентские. Даже противостояние у дома Дельвига — все же оно происходило не прямо перед Мариинским дворцом, перед органом власти.

Статьи во всесоюзной газете в защиту прекрасной ленинградской молодежи, вышедшей отстаивать свой город, образумили Смольный и заставили пресечь репрессии к «смутьянам».
— Это же прекрасно, что молодежь так любит свой город, любит Есенина, любит Дельвига, любит свою историю, и с этим надо считаться, — процитировал Ежелев слова академика Лихачева.

После этого: власти обязались привести фасады «Англетера» в соответствие с архивными авторскими чертежами и установить на фасаде мемориальную доску в память Есенина. А главное — сделать правилом систематическое обсуждение важнейших градостроительных задач и широкие дискуссии с привлечением общественности. Исполком Ленсовета обязался учиться работать в условиях гласности. В Доме архитектора решили открыть постоянно действующую выставку, представляющую проекты реконструкции зданий центра. Обо всех новых решениях, касающихся реконструкции зданий старой застройки, — заблаговременно сообщать на страницах ленинградских газет, по радио и телевидению.

— События вокруг «Англетера» стали импульсом для развития гражданского движения в городе, — убежден сегодня Сергей Васильев, один из организаторов «Спасения». — Если бы удалось защитить «Англетер», спасти его — не было бы такого резонанса.

А далее действие стало равно противодействию, и Ленинград плавно вступил в эпоху митингов, акций протеста и перемен. Но и став Петербургом, он порой устраивает дежавю на Исаакиевской площади, веря в существование написанных извне сценариев...

Непревзойденный знаток города В.Я. Курбатов писал в 1936 г.


"Что касается ворот, то в более позднее время они делались обычно сплошные деревянные, но фрамуги нередко выполнялись из чугуна. К наиболее выдающимся образцам принадлежат... чрезвычайно пышная скульптурная фрамуга ворот гостиницы «Англетер» против Исаакиевского собора".

Эта фрамуга сохранялась до самого 1987 г. Сегодня мы лишены возможности ее видеть.
Виновница сего - третье лицо государства.


http://vppress.ru:81/stories/Angleter-pal--glasnost-pobedila-13408



Слухи были глупы и резки:
Кто такой, мол, Есенин Серега,
Сам суди: удавился с тоски
Потому, что он пьянствовал много.

Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была... Да не эта!

Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.


***
О чем шумят
Друзья мои, поэты,
В неугомонном доме допоздна?
Я слышу спор,
И вижу силуэты
На смутном фоне позднего окна.

Уже их мысли
Силой налились!
С чего ж начнут?
Какое слово скажут?
Они кричат,
Они руками машут,
Они как будто только родились!

Я сам за все,
Что крепче и полезней!
Но тем богат,
Что с «Левым маршем» в лад
Негромкие есенинские песни
Так громко в сердце
Бьются и стучат!

С веселым пеньем
В небе безмятежном,
Со всей своей любовью и тоской
Орлу не пара
Жаворонок нежный,
Но ведь взлетают оба высоко!

И славя взлет
Космической ракеты,
Готовясь в ней летать за небеса,
Пусть не шумят,
А пусть поют поэты
Во все свои земные голоса!

Н.Рубцов
Прикрепления: 4765061.jpg (49.7 Kb) · 2684031.jpg (337.3 Kb) · 0957074.jpg (81.3 Kb) · 7706065.png (32.8 Kb) · 4384589.jpg (75.7 Kb) · 1723064.jpg (148.2 Kb) · 2615291.jpg (144.6 Kb) · 3740872.jpg (44.4 Kb)
 
Форум » Размышления » "Несказанное, синее, нежное ..." » ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками