Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Памятные даты » ИМПЕРАТОРУ СЦЕНЫ. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ КАРАТЫГИН (Мастера русской сцены. 211 лет со дня рождения.)
ИМПЕРАТОРУ СЦЕНЫ. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ КАРАТЫГИН
Валентина_КочероваДата: Вторник, 19.02.2013, 19:43 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline
Девятнадцатый век в России был исключительно богат на таланты, и одним из них несомненно являлся Василий Андреевич Каратыгин.


худ. В.А.Тропинин

Знаменитый трагик, сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Родился 26 февраля (10 марта) 1802 года в Петербурге. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность.

После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей.

Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.


Каратыгин В.А. (в роли "Фингала")
журнал "Нива", 1902. Вып. 1-26.

Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин – ведущий трагик этого театра.

Он был одним из первых русских исполнителей, который пользовался литературными и историческими материалами в процессе работы над ролью. Особенно много готовился к ролям историческим: тщательно изучал историческую эпоху, картины и книги того времени. Каратыгин часами отрабатывал перед зеркалом пластику роли. Его творчество причисляют к «школе представления». В.Г.Белинский писал: «Г-н Каратыгин принадлежит к числу тех художников, которые в высшей степени постигли внешнюю сторону своего искусства… Его успех зависит не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли: поэтому он падает только в ролях и сценах, требующих по своей сущности, огненной страсти, трепетного одушевления, как в Отелло…».

Каратыгин обладая даром синтезировать в своем искусстве разные стили и приемы, не был выразителем одного направления. В 1840-е, когда на сцене господствовала эстетика «натуральной школы», требующая реалистического подхода, искусство Каратыгина менялось в сторону большей бытовой детализации. Многие его роли того периода отличались игрой без эффектов (например, Кин по пьесе А.Дюма Гений и беспутство), даже из мелодраматического репертуара. Современники отмечали большую простоту и естественность в его игре.

К слову, именно он был первым исполнителем роли Чацкого в знаменитой пьесе Грибоедова «Горе от ума». Талант и обаяние этого «режиссера собственных ролей», как называли его поклонники, словно магнитом привлекали к себе богатых вельмож, и недоброжелатели обвиняли Каратыгина во всех грехах, включая мздоимство.

Но, несмотря на то, что его игрой на сцене восхищался сам государь Николай I, великий трагик, игравший на сцене Императорского театра, вовсе не имел большого дохода. Как шутил сам Каратыгин, его душу в теле поддерживали лишь банкеты, устраиваемые петербургскими театралами. На подобных праздниках Каратыгин налегал, в основном, на еду, и причина была проста – водку он не любил. Еще в юности, в доме родителей, кстати, тоже известных актеров, ему перепал бокал настоящего французского шампанского «Вдова Клико». Напиток настолько понравился Василию Андреевичу, что с тех пор его часто посещали мысли о том, где бы раздобыть хотя бы бутылочку этого волшебного напитка. Сам актер попросту не мог позволить себе купить столь дорогое шампанское.

Идея о том, как разжиться полюбившимся напитком, пришла к Василию Андреевичу неожиданно. Как-то к нему в гримерку зашел приятель, адъютант императора, и принялся рассказывать о восхищении венценосной особы игрой знаменитого актера.

– Его величество утверждает, что ты, друг мой, способен сыграть кого угодно и непременно будешь великолепен в любой роли!

– Передай императору мою глубочайшую благодарность, – поклонился Каратыгин и, осененный удачной мыслью, тут же добавил: – А готов ли ты повеселить его величество?

– Какие могут быть сомнения, Василий Андреевич? – воскликнул адъютант. – Радость императора – наша радость!

– Так пригласи его посетить мою гримерку, а уж я попытаюсь изобразить его самого, употребив все свое драматическое искусство.

Адъютант ушел и буквально через несколько минут вернулся вместе с Николаем I.

– А что, любезный, и вправду можешь изобразить меня? – с улыбкой поинтересовался император.

Каратыгин немедленно выгнул колесом грудь, чуть повернул голову в сторону адъютанта и начальственным баском, очень напоминающим голос царя, барственно произнес:

– А не забудь-ка ты переслать актеру театра моего, Каратыгину, за его величайший сценический талант корзину шампанского от мадам Клико! Да смотри, чтоб непременно самого лучшего!

Николай I от души смеялся и все спрашивал, мол, неужели он, царь, выглядит со стороны именно так. Трагик тут же успокоил императора тем, что несколько преувеличил, как и водится в театре, но очень старался быть предельно похожим на оригинал. Наконец, император вместе с адъютантом покинули гримерку, а Каратыгин печально вздохнул:

– Видно, номер не прошел…

Однако Василий Андреевич ошибся. Николай I вообще был славен тем, что никогда ничего не забывал. Рано утром к квартире актера подлетела карета, из которой спецкурьер вытащил большую корзину с фруктами и десятью бутылками самого дорогого шампанского, произведенного на винном заводе вдовы Клико. К презенту прилагалась короткая записка: «Императору сцены от императора России».


Знаменательным стал для актера последний сезон, 1852 года, когда Каратыгин сыграл Барона в пушкинском Скупом рыцаре, Арбенина в лермонтовском Маскараде, Тараса Бульбу в инсценировке одноименной гоголевской повести. Символично, что скончался Каратыгин в 1853, совпавшим с датой рождения новой театральной эпохи – эпохи А.Н.Островского. На похоронах артиста Брянского Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. Место захоронения - Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.



http://www.people.su/articles/498/
Прикрепления: 6466800.jpg (15.6 Kb) · 5871232.jpg (78.9 Kb) · 8924308.jpg (106.5 Kb)
 
Форум » Размышления » Памятные даты » ИМПЕРАТОРУ СЦЕНЫ. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ КАРАТЫГИН (Мастера русской сцены. 211 лет со дня рождения.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками