Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Вопросы по сайту
По вопросам проблем захода и регистрации на сайте просьба писать на e-mail: asavchenkova@yandex.ru Анастасия
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

top.dp.ru

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЯХ

28 января 2007 г. Дом Нащокина
«В своей стране я словно иностранец»  
Как это было...

Вот и произошло то, что я так хотела сделать: москвичи увидели петербургский спектакль о Сергее Есенине… Спектакль, который познакомил меня с удивительно талантливым актером Юрием Решетниковым.
Наверное, ничего не бывает просто так… Если бы тогда в «Бродячей собаке» шел не есенинский спектакль, а какой-нибудь другой, вряд ли бы я стала прикладывать усилия, чтобы попасть на него. Нет билетов, ну и ладно… Если бы Юрий Решетников тогда так же здорово читал стихи другого поэта, я была бы просто рада, что удалось послушать талантливого исполнителя, и не более того… Уж, во всяком случае, идти за кулисы у меня бы даже мысли не возникло… А тут совпало все, и это просто поразительно…
Уже тогда, после спектакля, разговаривая с артистом, я почувствовала, что эта встреча будет иметь свои последствия, и где-то в самой глубине души уже осознавала, что этот спектакль обязательно должны увидеть в Москве. Но внутренний голос мне настойчиво нашептывал: «Опомнись… Ты представляешь, что ты хочешь на себя взвалить? А где ты, интересно, время на это возьмешь?»
И, рассудив, что, по приезде домой, меня опять закружит сумасшедшая московская жизнь и постепенно все эти приятные воспоминания сами собой отойдут на второй план, и все встанет на свои места… Вот с такими мыслями я и возвратилась домой.
Написала рассказ об этом спектакле и вроде бы успокоилась… Ага, вроде бы… Вот уже и месяц прошел, и что же? Не забывается… Ни спектакль, ни актер… Ну, ничего не могу с собой поделать – не могу забыть, и все… А еще все время вспоминаются слова самого Сергея Есенина: «Из всего, что я видел, пожалуй, самое лучшее – это все-таки Москва». И где же, как не здесь, в Москве, в его любимом городе, этот спектакль должен быть увиден! И – помучившись какое-то время в сомнениях: браться или нет – я вдруг поняла, что потом, однажды, я не смогу себе простить, что не сделала этого, что пропустила что-то очень важное мимо… И, осознав это, как-то сразу успокоилась и приняла решение: все, спектакль будет в Москве! Что и как делать, я себе хорошо представляла. И тогда я позвонила Юре: «Ну что? Начинаем?» –«Начинаем…», – сказал мне несколько ошеломленный Юрий – по-моему, так до конца и не поверивший, что это серьезно…
Когда я пришла к директору Нащокинского дома, чтобы определиться с условиями аренды зала и днем показа спектакля, он, узнав, что тема спектакля «Есенин», в задумчивости произнес: «А у нас недавно был спектакль о Есенине», чем нисколько не смутил меня: – Ну и что? У нас будет свой «Есенин»…
Все – условия оговорены, день назначен. Начинаем… Ничего не бывает случайно. Все эти годы, что я хожу на концерты Олега Погудина, в моей жизни происходят невероятные вещи… фантастические порой. Вот эта книга о Есенине, выпущенная благодаря Олегу, – о ней я узнала тоже чудом, почти случайно, и знала, что при тираже в 500 экземпляров в Москве ее купить невозможно. Ее здесь просто нет. Я долго думала, как мне достать ее? И вдруг, неделю спустя, я получаю письмо от незнакомой женщины, которая хотела бы со мной познакомиться. Когда я вижу название города, откуда пришло письмо, я, в буквальном смысле этого слова, теряю дар речи… Как вы думаете, откуда оно? Правильно – из Рязани… Именно сейчас, когда мне это так было необходимо… Наташенька Устинова. Вот она-то мне и помогла разыскать эту книгу – и не просто разыскать, а созвониться с автором, придти на презентацию этой книги и поговорить с  профессором А.Севастьяновой, узнав у нее, каким образом Олег оказался причастным к изданию этой книги. Все получилось, как нельзя лучше. А женщина оказалась очень славной, и мы здорово подружились потом…
С музеем Есенина у меня давно уже добрые, хорошие отношения… Когда я привезла им в подарок эту книгу, афишу и диски с записями концертов Олега, они были так благодарны мне. Об этой книге они даже представления не имели. Мы погоревали вместе об осиротевшей без Олега «Романтике романса» – они тоже с удовольствием смотрели эту передачу, когда ее вел Олег… Потом я им рассказала о спектакле, о Юре. Им это тоже было интересно, и они предложили мне свою помощь: поместить рекламу и афишу спектакля в их музее.
Как это ни покажется странным, на тот момент я совершенно не переживала – понравится или не понравится спектакль. В этом у меня не было никаких сомнений. А вот собрать зал на незнакомого москвичам актера – вот это было гораздо сложнее… Вот где было, о чем волноваться… И я очень благодарна моим дорогим погудинцам, которые поверили мне и пришли на спектакль. Ну, об остальном я рассказывать не буду, это не так интересно – это уже рабочие моменты.
 
27 января, суббота. Завтра московская премьера… Накануне вечером у Юры в Петербурге был спектакль, и он прямо с него и уехал в Москву. Сегодня у нас день насыщенный, и надо многое успеть. Сначала Нащокинский: артист должен посмотреть зал, где он будет выступать, и очень желательно, чтобы это произошло не за пару часов до начала спектакля… Надо время, чтобы мысленно войти в пространство не знакомого тебе зала, прикинуть, как построить действие спектакля – ведь в каждом зале один и тот же спектакль смотрится по-разному. В Нащокинском нет сцены, а это тоже немаловажный фактор в данном случае: значит, какие-то действия спектакля надо выстраивать несколько по-другому… И таких моментов предостаточно. Юра рассказал, как хорошо идет «Есенин» в петербургском Доме актера – там очень хороший и удобный зал. Обещал для сравнения привезти мне запись этого спектакля. Посмотрим.
Ну вот, продолжаю. Мы вошли, и тут Юра начал работать с залом, и то, как он делал это, мне очень понравилось: я стояла и наблюдала за процессом, внутренне оценивая все его действия. Вот только что мы шли с ним по Гагаринскому: разговаривали, смеялись, что-то обсуждая… а вот сейчас передо мной стоял уже артист, который очень серьезно и ответственно относится к тому, что завтра предстоит ему сделать на этой площадке… Как интересно он работал со светом, подбирая различные варианты, тщательно продумывал, как расположить аппаратуру, – ведь в спектакле звучит музыка. Пробовал читать, проверяя акустику зала. В общем, мы решили все вопросы, которые у меня были к нему в отношении зала – никаких накладок и неожиданностей здесь быть не должно…
Далее наш путь лежал в Большой Строченовский – в музей С.Есенина. Я обещала работникам музея, этим удивительным людям, перед концертом познакомить их с Юрой. Нас встретили очень радушно и приветливо. Показали Юре музей (он здесь впервые) и все время удивлялись его внешнему сходству с поэтом. В музее есть совсем не большой, но очень красивый белый зал, где постоянно проходят вечера есенинской поэзии, музыкальные вечера. На одном из таких вечеров я с удовольствием и побывала недавно.
Мы разговорились… Светлана Николаевна Шетракова (кандитат филологических наук, Заслуженный работник культуры РФ), директор музея, объясняла свою позицию прочтения есенинских стихов. У Юры на это счет было несколько другое мнение, которое он очень аргументированно и обосновал. И вот тут, наверное, я впервые несколько под другим углом и увидела этого человека. Я очень уважаю людей, которые прямо и честно отстаивают свою позицию, не боясь при этом не понравиться, не боясь не совпасть с авторитетным мнением. Но кто из них прав, покажет завтрашний спектакль: примут ли люди, которые не один десяток лет слушают есенинские стихи в исполнении известных, знаменитых актеров, чтецов, – примут ли они Есенина в исполнении Юрия Решетникова? Вот это меня очень волновало… А разве не могут иметь право на жизнь обе эти позиции? Может быть, здесь на первый план выходит мастерство исполнителя, и от этого многое зависит? Да, вот еще… Юра получил приглашение выступить в этом зале… а зал здесь необыкновенно красивый, и все здесь дышит любовью к  есенинской поэзии. Думаю, что время для такого вечера мы найдем, и я обязательно помещу об этом информацию. Занимаясь реализацией билетов, я познакомилась с некоторыми есенинцами, которые мне рассказывали о других исполнителях, и вот здесь, припомнив это, мы и решили послушать их в записи. Нет, совершенно не то – не тревожит, не бередит душу.
Но – время, пора… Завтра мы увидимся уже на спектакле и потом обсудим его…
Очень довольные проведенным днем, мы решили погулять еще немного по старому Арбату, а заодно и посидеть в каком-нибудь кафе – мы здорово проголодались. Судя по всему, Юра – жизнерадостный и неунывающий человек: за столиком он рассказывал какие-то смешные истории, очень забавно передавая их в лицах… И сидевший за соседним столиком мальчик лет восьми, видя и слыша это – столики стояли совсем недалеко друг от друга – забыв про свое мороженое, просто повернулся к нам лицом и стал смотреть прямо на Юру и внимательно слушать то, о чем он рассказывает.
– Юра, а у тебя уже появился в Москве первый зритель…
А потом был один очень интересный момент – когда Юра начал рассказывать о своем понимании: в чем различия в прочтении стихов Пушкина и Есенина?
Это было очень интересно слушать, и его позиция на этот счет была мне близка. И вот тут-то у меня впервые и промелькнула мысль, что с этим человеком надо не только делать спектакль, с ним надо еще и РАЗГОВАРИВАТЬ. Он очень интересный собеседник. Я же, в свою очередь, много рассказывала ему об Олеге, о его творчестве… Но время… Мне нужно было ехать на вокзал – встречать Лену, а его ждал к себе гости   (они дружат) артист П.Меркурьев. Все вы знаете Василия Меркурьева по фильмам «Верные друзья», «Небесный тихоход». Так это его сын, внук Вс.Мейерхольда, удивительно похожий на своего деда. И мы попрощались до завтра.
 
Ну вот, и наступил этот долгожданный день, которого я так ждала: в Нащокинском сегодня будет идти спектакль, который так поразил меня в Петербурге. Неужели все случилось, и это произойдет? Не верилось…
Даже странно, что я весь день могу провести, наконец-то, дома, и мне не надо ни с кем встречаться, общаться, рассказывать, куда-то ехать… Я сделала все, что могла, и сегодня, после спектакля, мы посидим где-нибудь в ресторанчике, отметим это событие и просто останемся добрыми знакомыми, изредка пересекаясь в Питере или в Москве… Во всяком случае, я была в этом уверена и никаких дальнейших планов не строила – это уж точно…
Я очень благодарна Лене, что она подгадала свой приезд так, чтобы еще раз посмотреть спектакль. Лена – это подарок судьбы (Олегу – отдельное спасибо…). Это настоящий друг, который не предаст и не подставит… Это большая удача, когда рядом с тобой есть такое надежное плечо, на которое ты всегда можешь опереться в трудные моменты жизни… Человек очень искренний и правдивый. Мы с ней во многом разные, но в главном, в чем-то особенно важном – очень близки. И если ей что-то не нравится, если она с чем-то не согласна, она обязательно скажет об этом. И вот поэтому мне так дорог ее отзыв об этом спектакле. А уж сколько всего нам уже есть, что вспомнить…
Я не буду, наверное, рассказывать о самом спектакле – Эмилия и Лена очень хорошо передали атмосферу всего того, что было в этот вечер в зале. Нет, впрочем, немного расскажу. Мы с Юрой не оговаривали «бисы» – мне как-то и в голову это не пришло. Поэтому «Граф Нулин» для меня, так же, как и для всех, был просто неожиданным подарком и опять-таки новым открытием этого артиста… И, видя, как Юра читает, а это совершенно другое, это уже совсем не похоже на то, что только что было, минуты через две, я, к своему ужасу,  начинаю осознавать, что уже не смогу попрощаться с этим артистом после окончания спектакля. Так, попала… Ну, кто же мог предположить такой поворот событий? У меня же была четкая внутренняя установка – я делаю только «Есенина», и все.
Ну, а когда я увидела лица людей, услышала гром аплодисментов, когда Юру не хотели отпускать, я поняла, что этот спектакль, вероятно, не последний…
Юра уставший – а он выложился по полной – счастливый, подписывал программки, разговаривал с людьми, некоторые из которых явно не торопились покидать гримерную, задавая артисту все новые и новые вопросы. Я очень хорошо понимала их, но время у нас ограничено, да и сотрудники есенинского музея ожидали, когда артист освободится.
Сегодня я впервые ощутила себе в роли администратора: одну, очень серьезную на вид, девушку мне пришлось в буквальном смысле отрывать от артиста – так он ее очаровал… Ну, никак она не хотела понимать, что пора бы уже… И, оказавшись зачем-то на втором этаже зала, она сверху спросила меня, сколько ему лет.
– 36… Девушка была в изумлении: – Сколько?!
Да, да… этому «молодому» талантливому дарованию – 36. Я вспомнила строки из своего рассказа: «…не знаю, есть ли ему 30?» Где-то с этим я уже сталкивалась и, улыбнувшись про себя, вспомнила слова Олега по этому поводу…
А вот теперь наступал очень серьезный и ответственный для меня момент – как оценят этот спектакль сотрудники музея?.. И, как только прозвучали первые их слова, я вздохнула с облегчением и почувствовала себя совершенно счастливой… Победа! Им очень понравился спектакль, очень! А уж от «Графа Нулина» они вообще были в полном восторге… Какую потрясающую, редчайшую книгу есенинских стихов подарили они артисту! Мы расставались с ними с надеждой на нашу дальнейшую дружбу, на то, что Юра теперь будет очень желанным другом есенинского музея…
Все… на несколько минут мы остались вдвоем, просто сидя друг перед другом, молча… и слова были не нужны: мы и так очень хорошо понимали друг друга. Эти два дня очень сблизили нас, и я многое поняла об этом артисте: это, безусловно, неординарная личность. С ним очень легко и комфортно работать, с ним очень интересно общаться.
Но время… пора. Вся аппаратура собрана, и Юра предлагает отметить это событие. Кто бы возражал? За столом весело, мы пьем шампанское, мы строим дальнейшие планы, поздравляем Юру, и я чувствую, что с меня спадает напряжение, которое не отпускало меня весь этот месяц… Идет обсуждение спектакля, и опять Юра начинает говорить очень интересные вещи, а я, вспоминая то кафе на Арбате, все более утверждаюсь в своем решении сделать «Интервью после спектакля», но на все, про все у меня есть только завтрашний вечер, и я объясняю, почему. 30-го концерт Олега, и тогда уж, братцы, извините, мне будет уже сложнее заниматься этим. На этом и порешили…
Ну, и напоследок мне хочется немного рассказать о его друзьях. В этом смысле Юра удивительно счастливый человек. Их было трое, и все они актеры. Вот Анна, например, (она у нас отвечала за свет), занимается фольклором, и, как говорит Юра, у нее очень хороший голос. В свое время они вместе учились на одном курсе театрального института. Александр – ответственный за съемку спектакля – ученик Петра Фоменко. Еще одна девушка, я не запомнила ее имя   (она приехала помочь Юре, будучи не совсем здоровой, и сразу после спектакля ушла домой), отвечала за музыку. И здесь ни о каких деньгах даже речи быть не могло – они собрались, чтобы просто помочь Юре. Глядя на их счастливые лица – оттого, что все получилось – я вдруг вспомнила сцену из «Сибирского цирюльника»: помните, когда Джейн выходит из больничной палаты, и, обернувшись, говорит Андрею: «У вас потрясающие друзья…»
Валентина К. (Москва)

Отзывы о спектакле
Ксения

 Огромное, пламенное СПАСИБО Валентине за чудесный вечер Поэзии, прошедший благодаря ей вчера в старинном особняке в Гагаринском  переулке! Впечатление потрясающее, ощеломляющее, от изумления до тихой грусти. Валечка, хочется выразить надежду-пожелание, чтобы эти вечера с Юрием Решетниковым стали традиционными, и москвичи смогли бы увидеть и услышать другие программы - Пушкина, Блока, Ахматовой...
 
Эмилия
Вчера в Доме Нащокина был моноспектакль «В своей стране я словно иностранец…» в исполнении артиста Юрия Решетникова, дипломанта II Всероссийского Есенинского конкурса. Хочется немного поделиться своими впечатлениями. Спектакль ОЧЕНЬ  понравился. Как здОрово, что у нас есть такие молодые и талантливые исполнители! Но… по порядку. Спектакль начинался в 19.00, но уже около 18.00 начали собираться зрители. Покупали очень симпатичные программки с фотографиями Есенина и исполнителя – Юрия Решетникова. К началу спектакля уютный зал был полон. Еще тогда, когда Валентина в своих записках из Петербурга рассказала об этом спектакле, я сразу подумала, что это должно быть что-то неординарное. И я не разочаровалась. Наоборот, все было даже лучше, чем я ожидала. Прекрасная инсценировка (автор и режиссер Д. Катышева – художественный руководитель литературного театра «Классика»), талантливое исполнение. Я всегда говорила про Олега Евгеньевича, что так, как он, сейчас никто не поет. То же самое могу сказать и о Решетникове Юрии. По-моему, так как он,  сейчас никто не «читает». Потому что он и не читает вовсе, а «проживает» каждое стихотворение. КАЖДОЕ стихотворение было исполнено ТАК, что было впечатление, будто я его слышала в первый раз, хотя очень люблю стихи Есенина и многие знаю. Спектакль прошел, как говорится, на одном дыхании. И, похоже, всем  понравился. Аплодисменты, цветы… На «бис» Юрий исполнил еще одно стихотворение Есенина, а так как мы все не отпускали его, аплодировали, то он сказал: «Из неопубликованного», прочитал стихи, а, закончив, признался, что это не Есенин, а Рубцов. Они готовят новую программу, и это был как бы анонс. Всем очень неохота было расходиться после такого чУдного вечера, опять долгие аплодисменты. И тогда Юрий, сняв пиджак, доверительно спросил «Время есть?». Все радостно закивали. И тут Юрий стал «читать» (вот совсем это слово не подходит к тому, что делает Юрий) – играть «Графа Нулина». Ну, я скажу, это было что-то! Я, наверное, не смогу как следует описать, могу только сказать, что это было ПОТРЯСАЮЩЕ. Это такой спектакль! Это надо было и видеть, и слышать! Как жаль, что нет записи на видео. Давно уже читала «Графа Нулина», и помню, что особенно-то уж не впечатлилась. А тут сразу захотелось перечитать. В общем, у Юрия Решетникова в репертуаре много литературных спектаклей (в том числе «Евгений Онегин»), и очень хотелось бы надеяться, что это была не последняя встреча с ним. Хочу отметить еще одну «деталь» (если так можно сказать). Вот какое-то у них «родство» с Олегом Евгеньевичем (на мой взгляд). И даже внешне какое-то сходство есть. А уж одинаковое отношение к своей профессии – однозначно. Мне кажется, он будет иметь такой же успех со временем, как и Олег. Во всяком случае, поклонников у него после вчерашнего вечера прибавилось. А ВАЛЕНТИНЕ – ОГРОМНОЕ СПАСИБО, что с ее помощью мы узнали такого талантливого артиста.
(Перечитала написанное, и поняла, что все-таки не очень смогла передать то необыкновенное впечатление, которое осталось после вчерашнего вечера. Но советую всем в следующий раз пойти на спектакль, вы не пожалеете.

Ольга
Вот прочитала сейчас отзыв Эмилии и даже не знаю, что еще можно добавить... Действительно, словами передать то ощущение, которое осталось после этого моноспектакля, очень трудно. Это надо видеть, это надо слышать. Я не отношу себя к поклонникам творчества Есенина, мне ближе поэзия Гумилева, но... Мне не просто понравилось, мне ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ понравилось то, как читал стихи Юра. Я очень, очень скучала все это время по живому слову, по поэтическим представлениям, по таким вот моноспектаклям. Да, сейчас вновь появились литературные вечера и в Политехническом, и в КЗЧ. Но, не всегда манера исполнения того или иного произведения совпадает с твоим мироощущением. А здесь совпало... Совпало все... Я согласна с Эмилией, есть в Юре что-то такое, что роднит его с Олегом Погудиным. И я так думаю, вот что...Сравните, как поют романсы оперные певцы и Олег Погудин. Оперные певцы поют хорошо поставленными голосами, поют очень правильно, а жизни, правды там нет. Вот так и в исполнении стихов Юрой. Известные артисты читают стихи превосходно, правильно, но мало там настоящих чувств, мало правды, мало жизни. А здесь... Какая энергетика, какая жизнь, какая правда звучала в стихах Есенина. Сколько света, чистоты, искренности  было в этом моноспектакле. После него осталось ощущение полета, душа пела и радовалась тому, что есть у нас такие талантливые люди, как Юрий Решетников.
Я очень надеюсь, что Юрий еще не один раз приедет в Москву и мы услышим и Пушкина, и Зощенко и поэтов Серебряного века. По крайней мере, мне бы этого очень хотелось, ведь далеко не каждому артисту удается вот так, сразу, покорить сердца зрителей, тем более в Москве.
И еще раз хочется поблагодарить Валю за то, что она нашла в себе силы и смелость взяться за такое нелегкое дело. Но это того стоило! Спасибо тебе, Валюша, спасибо Юре! Я думаю что все, кто был на этом поэтическом вечере будут с нетерпением ждать встреч с этим замечательным артистом, с Юрой Решетниковым. Юра -  поистине замечательное открытие для москвичей!

Елена Федорова  [С.Петербург]
Пожалуй, впервые за последние четыре года я приехала в Москву не на концерт Олега. Вернее, не только на него – мне просто повезло, что оба этих события в культурной жизни столицы практически совпали во времени. Я, конечно, была в курсе того, что Валентина, очарованная так же, как и я, и моноспектаклем «Есенин», увиденным нами минувшей осенью в Петербурге, и исполнителем Юрием Решетниковым, взялась попробовать помочь ему показать эту работу в Москве. Не скажу, что всё было легко и просто на этом пути, но все трудности были преодолены её упорством, верой в необходимость этого «проекта» и надеждой на его успех. Ну, и, конечно, сознанием необходимости собственного участия в нём: «Кто, если не ты?» Слава Богу, первый блин, вопреки поговорке, не вышел комом. Мне же хотелось ещё раз увидеть так тронувшего меня однажды «Есенина», поддержать своим присутствием артиста-земляка и разделить с Валентиной её победу. Я не знала, конечно, как воспримут этот спектакль приглашённые ею настоящие «есенинцы», но в том, что он понравится «погудинцам», составляющим большую часть публики, я не сомневалась: несмотря на разность жанров, есть что-то общее между Олегом и Юрием в отношении к творчеству, в понимании своей роли в искусстве, в пропускании песен и стихов через собственную душу и проживании на сцене жизни своих героев…
В Доме Нащокина нас встретили приветливо и уважительно, предложили оставить верхнюю одежду в отдельной комнате, где уже лежали вещи Юрия. Только что закончился предыдущий концерт, зрители уже разошлись, но артисты уходить не спешили. Это, конечно, понятно: после выступления хочется расслабиться, прийти в себя, поговорить… Однако нам они мешали и толкотнёй в тесном пространстве, и громкими разговорами, и раздражающим шумом, и неуместными вопросами. Женщина-вахтёр торопила их довольно сурово, подчёркивая, что сейчас будут выступать «артисты из Петербурга», и что они в таком случае о москвичах подумают…
Валя усадила меня за маленький столик, на который она поставила портрет Есенина и положила сделанные ею собственноручно красивые яркие программки, а сама пошла «готовить зал». Вскоре появился и Юрий, обрадовался, увидев нас, поздоровался, и тоже исчез в зале. Предыдущих артистов было много, они сновали туда-сюда, и их уход что-то уж слишком затягивался. Уже вроде бы переодевшись и собравшись, они без конца возвращались за забытыми вещами и цветами, пока, наконец, не ушли совсем.
Подошли Юрины товарищи – молодой человек и две девушки – и тоже занялись подготовкой его выступления: устанавливали аппаратуру, расставляли стулья… Потом из зала послышался Юрин голос – началась репетиция.
Первые наши зрители появились довольно рано. Валя уже сменила меня за столиком и начала продавать билеты и программки. У стены стояли вешалки (импровизированный гардероб) и стулья, и я скромно устроилась в сторонке. Подошла Ксюша – дочка Миши Радюкевича: ей было Валей поручено проверять билеты у входа в зал. Появились и «знакомые лица», которых становится всё больше с каждым моим приездом в столицу. Со мной люди приветливо здоровались, я отвечала на приветствия, хотя, честно говоря, была лично знакома вовсе не со всеми из них.
Время приближалось к семи часам, народу в узком коридорчике собралось уже много. Наконец, приготовления закончились, Юрий скрылся в «артистической», куда вела дверь из зала, и зрители стали занимать места.
Валя очень волновалась, что было понятно. Во-первых, «Есенин» в Москве был её детищем: он появился здесь исключительно благодаря её инициативе и стараниям, и сил – душевных и физических – на осуществление этого «проекта» она затратила очень много. А во-вторых, в зале находились её знакомые «есенинцы» – в том числе, и сотрудники московского музея Есенина. И Валя, естественно, переживала: как именно они воспримут сегодняшний моноспектакль, понравится ли он им так же, как понравился нам – тогда осенью, в Петербурге. А я переживала и за Валю, и за Юру: всё-таки земляк – наш, питерский.
Наконец, все расселись. Зал был почти полон. Думаю, что если бы пришли все, кто собирался прийти, а некоторые в последний момент не смогли, по разным причинам, как это обычно бывает, то, возможно, были бы заняты все места. Валя попросила выключить мобильники и сообщила, что спектакль будет идти без перерыва.
Я была рада тому, что смогу, наконец, посмотреть-послушать и первую половину спектакля, которая тогда, в «Бродячей собаке», обидно прошла мимо меня.
Мы с Валей сидели в первом ряду. Сцены как таковой в этом зале нет, и Юрий находился совсем рядом с нами. Очень скоро забылось, что это – спектакль, что в нём играет артист, что он просто читает стихи и время от времени обращается к моментам из биографии поэта. Да, Юрий читал стихи, но совсем не просто. Он жил ими, как Олег живёт тем, что поёт. Стены небольшого зала словно раздвинулись, а пространство заполнили образы, которые из звуковых немедленно превращались в зримые. Перед нами проходила жизнь Есенина – такая короткая, но вместившая в себя так много и событий, и надежд, и уверенности, и разочарования. Рязанский паренёк рос-взрослел на наших глазах, делился с нами красотой родных мест, пониманием и непониманием происходящего вокруг него, соглашался и недоумевал, принимал и возражал, оставаясь непосредственным и честным с самим собой. Слушать его было то радостно, то больно – так же, как то радостно, то больно было видеть происходящее его глазами. Стихи ведь рождаются не в голове – в душе, и общение на уровне души подразумевает предельную искренность, его в этом смысле трудно сравнить с каким-либо другим видом общения. Давно известный трагический конец был, конечно, неизбежен и неотвратимо надвигался, но как же не хотелось верить в него – в него просто невозможно было поверить, его невозможно было принять, как и невозможно было принять обвинительный пасквиль властей – такой же чудовищный и несправедливый, как гибель Поэта…
 
***
Несправедливость ранит глубоко.
Она у сильных вызывает слёзы.
В сравненье с ней и грубость, и угрозы –
Пустое: с ними справиться легко.
 
C несправедливостью живёшь в тоске,
Тем более, когда врасплох застанет:
Стоишь, как нищий, ощущая камень
В доверчиво протянутой руке.
 
…К действительности вернули аплодисменты. Артист поклонился раз, другой – аплодисменты не смолкали: люди не хотели отпускать понравившегося исполнителя, вручили ему цветы и подарки, одновременно смутив его и обрадовав. Тогда Юрий объявил, что прочтёт «из неопубликованного», чем, наверное, сильно удивил «есенинцев». Потом признался, что это были стихи Николая Рубцова. И Рубцов есть в его репертуаре, и Пушкин, и Чехов, и Зощенко, и другие поэты и писатели. Расставаться с этим удивительным человеком не хотелось, поэтому аплодисменты всё звучали, и тогда он, как будто внутренне решившись на что-то, спросил: «Время есть?» Время было – зрители расходиться не спешили, за что и получили великолепный подарок: Юрий исполнил «Графа Нулина», чем ещё раз покорил их сердца.
Выступление закончилось, но вечер продолжался: уходить всё равно почему-то не хотелось… И люди пошли к артисту: кто – поблагодарить и поговорить, кто – взять автограф на память, кто – узнать, когда состоится его следующее выступление в Москве.
На последний вопрос Юрий ответить пока не мог – ведь и это его первое выступление здесь состоялось, можно сказать, неожиданно для него самого: ну, откуда он мог знать, что найдёт такую надёжную поддержку и последовательную помощь в лице Валентины – москвички, волею случая попавшей на его концерт в Петербурге? Дай Бог, чтобы этот неожиданно для них обоих сложившийся союз окреп, чтобы выношенные артистом программы и дальше находили бы своего зрителя и слушателя – к радости и удовольствию обеих сторон.
Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками