ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЯХ 22 октября 2009 г. Центральный дом Журналистов «В своей стране я словно иностранец...» Как бы ни складывались обстоятельства, но вот октябрь всегда будет для нас Есенинским месяцем…
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
Полевое, степное "ку-гу", Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветр, По-осеннему шепчут листья.
В этом мире я только прохожий, Ты махни мне веселой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет, И опять и живу и надеюсь На любовь, которой уж нет.
Это сделала наша равнинность, Посоленная белью песка, И измятая чья-то невинность, И кому-то родная тоска.
Потому и навеки не скрою, Что любить не отдельно, не врозь — Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось.
Листья падают, листья падают. Стонет ветер, Протяжен и глух. Кто же сердце порадует? Кто его успокоит, мой друг?
С отягченными веками Я смотрю и смотрю на луну. Вот опять петухи кукарекнули В обосененную тишину.
Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать. Загадать бы какое желание, Да не знаю, чего пожелать.
Что желать под житейскою ношею, Проклиная удел свой и дом? Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми Только мне — Не кому-нибудь — И словами и чувствами новыми Успокоила сердце и грудь.
Чтоб под этою белою лунностью, Принимая счастливый удел, Я над песней не таял, не млел И с чужою веселою юностью О своей никогда не жалел.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.
Очень памятным для нас был есенинский спектакль, который Юрий Решетников сыграл в драматическом театре им. Р.Симонова. Там он придумал новые сценические решения, которые даже в чем-то видоизменили спектакль, сделав его еще более интересным. И этот вариант настолько понравился, что артист решил показать его сегодня в Доме журналиста. И все было бы хорошо, если бы не одно существенное «но»… На «Маленьких комедиях» звукорежиссером и постановщиком света с нами работал довольно молодой юноша, который просто блестяще выполнял свою работу и артиста он понимал буквально с полуслова, а сегодня нам «повезло» несказанно… Когда человеку, мягко говоря, все по барабану и он просто отрабатывает свое время, то и результат получается соответствующий. Сколько Юра ни бился с ним, но звук и свет так, как просил артист, он выстроить не смог, хотя считался хорошим специалистом. И, в конечном итоге, нам пришлось задержать начало спектакля, а про состояние актера я даже не буду и говорить, хотя Юру вывести из себя крайне трудно. И после окончания спектакля, те, кто видел его далеко не первый раз, говорили мне про эти неприятные моменты. То звук был недостаточным, то лицо артиста наполовину было в тени, наполовину в свете. Работа такого «профессионала» нам совершенно не подходит, поэтому в дальнейшем мы намерены отказаться от его услуг, что и довели до сведения дирекции ЦДЖ, ведь артист настолько старается всегда сделать спектакль интересным и живым, выкладывается на сто пятьдесят процентов, а из-за чьей-то халатности на сцене возникают вот такие накладки… Вот связи с этим я сейчас вспомнила Олега, когда видишь его на сцене не в самом хорошем настроении. Ведь никогда не знаешь, какие проблемы подстерегают артиста за кулисами – и это я уже прекрасно изучила на своем опыте. И зная отношение Олега Погудина и Юрия Решетникова к своей работе – когда они видят такие вещи, а ведь все должно быть безупречным - попробуйте взять себя в руки и выйти, как ни в чем не бывало, улыбаясь, на сцену…
Зал почти полон: конечно, были наши погудинцы и даже кто-то впервые, но, в основном, незнакомая мне публика: люди покупали билеты в театральных кассах и в кассах ЦДЖ. Очень хотелось присутствовать на спектакле, но с другой стороны, у меня были неотложные дела, поэтому рассказать сегодня об особенностях данного спектакля, у меня не получится. Но если в антракте и после спектакля были проданы почти все DVD наших программ, то, думаю, это о чем-то говорит. И самое интересное - не хватило дисков есенинского спектакля и «Графа Нулина»: один мужчина очень сокрушался по этому поводу… Так что сегодня я предоставляю вашему вниманию фотографии, сделанные нашей Настей и несколько отзывов, которые я получила по почте.
Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось…
О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета…
Быть поэтом — значит петь раздольно, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет — ему не больно, У него одна и та же песня…
Канарейка с голоса чужого — Жалкая, смешная побрякушка. Миру нужно песенное слово Петь по-свойски, даже как лягушка…
Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою»…
«Слушай, слушай!- Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится.- Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей...
Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою...
Валентина К. - директор Юрия Решетникова
Отзывы о спектакле Анжела (г. Москва) Валя, спасибо тебе и Юре! Во втором отделении я улетала, как на концертах Олега… И еще несколько слов о вчерашнем спектакле. Сегодня по дороге на работу слушала запись (я записала на диктофон весь спектакль). Поразительно, но почти все время в глазах стояли слезы. Такое ощущение, что, чем больше слушаешь эти стихи, тем больше они тебя "забирают". Временами приходилось возвращать себя в реальность... Очень похоже на то, что происходит, когда слушаю Олега. А когда закончилась запись, диктофон перешел на другую папку и начал проигрывать запись концерта Олега, да не что-нибудь, а программу "Молитва". Я поразилась, насколько это было органично после того, что читал Юра! И пришла мысль, что, если бы у Олега был театр (как он мечтает), то Юра очень хорошо туда бы вписался... И еще мысль пришла. Эти стихи можно читать по-другому. Но не нужно. Мне почему-то кажется, что Есенин читал бы так же... Когда я в самом начале нашего знакомства сказала, что Юра чем-то неуловимо напомнил мне Олега, я не подозревала, как много у них общего. Ты права - они похожи в чем-то самом главном. Я это почувствовала на спектакле по Есенину, но еще более это стало ясно в течение недели, прошедшей после спектакля. Они оба (и Юра, и Есенин) запали мне в душу так, что я просыпалась утром, а у меня в голове звучали стихи из спектакля, звучали так, как читал их Юра. Такое бывает у меня с песнями Олега - просыпаюсь с каким-нибудь романсом или песней, в душе звучит его голос, и запись не надо включать... Девяносто процентов стихов, которые звучали на спектакле, я знаю, но они как-то по-новому зазвучали тогда. Я как будто почувствовала и поняла душу Есенина. Это удивительное ощущение. И еще одно удивительное, редкое и очень дорогое ощущение было у меня в день спектакля. Когда я подошла к Юре с цветами, он так трогательно смутился. Я сказала несколько слов благодарности и за это время ощутила соприкосновение с его душой. Она как будто была совершенно открыта, распахнута, трогательно чиста... Не знаю, всегда Юра такой, или это только после спектакля такое особое состояние души у артиста? Мне трудно найти слова, чтобы лучше описать это, но я уверена, что тебе это знакомо. В обычной нашей суетливой жизни мы почти не встречаемся с таким общением душ напрямую, люди, как правило, закрыты. Тем более ценны такие мгновения. Я до сих пор под впечатлением!
Валентина (г. Москва) Спешу поделиться впечатлениями от вчерашнего спектакля. На сей раз я изложу не свое мнение, а мнение молодых людей, которые стояли позади меня в гардеробе, а я его случайно услышала. Во-первых, молодежи понравилась форма моноспектакля, которую они в первый раз услышали от Олега Меньшикова, который специально из Лондона, по их словам, приезжает в Россию и представляет здесь в Москве свой моноспектакль. Так вот, им показалось, что у Юры получилось ничуть не хуже. Во-вторых. Понравились режиссерско-актерские находки, такие как: красный свет на сцене во время наиболее трагических эпизодов, листы бумаги в руках актера, на которых якобы написаны тексты статей и которые актер в отчаянии рвет от имени своего лирического героя и еще много чего, что я в точности не запомнила…
(Небольшое уточнение по поводу моноспектакля Олега Меньшикова. Дело в том, что Олег, действительно, в 2008 г.выпустил свой первый моноспектакль «1900», который он играет в театре им. Моссовета, только насколько я знаю, Меньшиков, по-прежнему живет в Москве. А вот в 1991г. в Лондоне он играл Есенина в спектакле по пьеса Мартина Шермана «Когда она танцевала», рассказывающем об одном дне жизни Айседоры Дункан и Сергея Есенина. И на то время, пока Олег играл в этом спектакле, он и жил в Лондоне.)
А вот только что пришло сообщение из Петербурга: там Юра играл Есенина 28 октября.
Какой сегодня был ЕСЕНИН!!! Это что-то! Я думала, что не удивлюсь уже ничему, однако... М.Козовая (Мария ходит на все спектакли Юрия Решетникова, а Есенина она смотрит, наверное, уже в восьмой раз.)
Эмилия (г. Москва) Много раз смотрела этот моноспектакль, но могу смотреть еще и еще, так как и стихи Есенина сами по себе надоесть не могут, и Юра один и тот же спектакль каждый раз представляет по-разному. В этот раз очень понравилась и находка с красным светом в самых драматических моментах. Меньшикова-Есенина я не слышала, ничего не могу сказать. А вот Безрукова-Есенина видела и слышала по телевизору. "Черный человек" они исполняют по-разному, но оба варианта исполнения мне понравились. А вот те стихи Есенина, которые читал Безруков, и которые есть в репертуаре Юры, на мой взгляд, у Юры звучат сильнее.