Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Театральные события » ЛЕВ ДОДИН: «КАКАЯ РЕДКОСТЬ – ХОРОШИЙ ТЕАТР» (к 70-летию режиссера)
ЛЕВ ДОДИН: «КАКАЯ РЕДКОСТЬ – ХОРОШИЙ ТЕАТР»
Валентина_КочероваДата: Среда, 14.05.2014, 22:16 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline
Лев Додин: «Какая редкость – хороший театр»



Гастроли Санкт-Петербургского малого драматического театра всегда проходят в обстановке небывалого ажиотажа. Театр Додина никого не оставляет равнодушным, и зрительские, и профессиональные оценки его спектаклей всегда с восклицательными знаками – от восторга до негодования. Совсем недавно Лев Додин привозил спектакли в Москву, на фестиваль «Золотая Маска», где постановка «Коварство и любовь» получила Гран-при. Сейчас МДТ находится на гастролях в Париже, где к 70-летию мэтра приурочен «Lev Dodin Festival-2014».

– Как вы относитесь к негативным высказываниям в адрес театра?

– Знаете, помню как много-много лет назад я, молодой режиссер, сидел в зале, где наш театр на гастролях играл трилогию по прозе Федора Абрамова «Дом» и «Братья и сестры». И там есть момент, где герой говорит «сука-народ!» И тут демонстративно встает семейная пара с сыном-подростком и, громко стуча ногами, выходит из зала. Мне всегда важно (а тогда по молодости особенно) понять оттенки зрительского восприятия. Я тоже выскальзываю вслед за ними, чтобы послушать: что их возмутило? И слышу: отец довольно эмоционально и в выражениях, которые я повторять вам не буду, – разве звукоподражанием, – высказывает свою оценку: «Что они – вашу мать! – себе позволяют – вашу мать! Ругаться – в зале, – вашу мать! – где женщины и дети!». И еще залп выражений. Ну это так, анекдот…

Если всерьез: принимаясь за работу, не надо думать о том, как и кто будет ее воспринимать. Спектакли – способ разобраться с собственными вопросами, представлениями о мире, поиски ответов на ежедневный вызов, который нам дает окружающая жизнь. А вовсе не производство некоторого продукта для потребления кого-то. Любой администратор знает рецепт успешного спектакля, спектакля, который всем будет нравиться. И он часто давит на режиссера, чтобы тот поставил «успешный спектакль». И вот очень быстро ляпаются по шаблону эти успешные спектакли и так же быстро сходят со сцены. Для себя я их называю по аналогии с одноразовой посудой – «спектакли одноразового пользования». Но, мне кажется, на это скучно тратить свое время и свою жизнь.


– Уже легенды ходят о том, как годами в МДТ репетируются спектакли…

– Зато потом они живут десятилетиями. Мне кажется, что наш способ работы рентабельнее. Сейчас по миру пошел срок – шесть недель на репетиции спектакля. И очень удивляются, когда просишь продлить срок. Зачем? И самое ужасное, что появились и режиссеры, которые, если им предложат больший срок на репетиции, растеряются. Они не будут знать, а чем им заниматься в «лишнее время», что сказать артистам? Есть шаблон, есть наработанные приемы, и отступать от них страшно. Хотя настоящий театр начинается именно, когда появляется что-то новое. Те секунды живой жизни, для которых и существует искусство. Они очень редки. Это всякий раз чудо. Мы недооцениваем, какая редкость – живая жизнь на сцене. Какая редкость – хороший театр. Плохой театр – это норма. Хороший – всегда чудо и исключение. Разве неудивительно, когда люди, вот только что равнодушно жующие у телевизора, в котором идут новости о реальных кошмарах жизни, в зрительном зале вдруг начинают сострадать проститутке? Могут расплакаться над чужой болью, пережить чужую судьбу…

– Часто говорят, что мир погибнет именно от исчезновения в людях способности к состраданию…

– Мне кажется, что сострадания в мире всегда было мало. Просто телевидение сделало этот дефицит очень наглядным. Еще никто не отложил ложку или вилку, потому что в горле перехватило от чужой боли. Сейчас в мире идет рост националистических настроений. Люди, нации утратили способность каяться, способность прощать, способность уважать другого за то, что он другой. Театр – пусть ненадолго, пусть только на время спектакля, но учит людей состраданию и пониманию другого человека. В сущности, главное и единственное дело театра – учить людей состраданию. Это его долг и миссия. Ради этого он существует. Ради этого тысячелетия назад собирались древние греки в своих театрах. И сутками смотрели представления. В перерывах ели принесенную еду. Потом снова смотрели. Наш спектакль «Бесы» идет восемь часов, он появился в трудное время, когда население страны жило очень плохо. И я видел зрителей, которые приходили со своими свертками еды (буфет был очень дорогой). И так же, как греки, в перерывах разворачивали принесенные из дома бутерброды, доставали термосы. Это только кажется, что душу надо оберегать от сильных впечатлений, не надо волноваться и т.д. Быстрее всего душа ссыхается и умирает в бездействии.

– В одном из своих интервью вы как-то заметили, что для вас педагогика важнее режиссуры…

– Я не столько режиссер, сколько педагог. По крайней мере, первого для меня не существует без второго. И я давно бы перестал заниматься режиссурой, если бы в нее не входила педагогика. Так сложилось, что в труппе МДТ работают почти целиком актеры – мои ученики. Этим летом исполнилось 25 лет с того дня, когда я стал художественным руководителем МДТ. Когда мне предложили этот пост, первая мысль была – отказаться. Но в это время в труппе уже были мои ученики, которые написали мне письмо с просьбой прийти в театр. Потом к ним добавились еще выпуски, еще. Со многими мы работаем уже больше четверти века. И пока – тьфу-тьфу – не только не устали друг от друга, но, как мне кажется, только начинаем друг друга понимать по-настоящему.

– Вы привезли в Москву довольно внушительную выборку спектаклей своего театра – от легендарных «Братьев и сестер» до премьеры «Бесплодных усилий любви»… И среди десятка названий только одна комедия, да и то, довольно мрачно заканчивающаяся…

– Как-то в советские времена в Грузию приехал один наш официальный поэт, славящийся своим оптимистическим творчеством. Его прекрасно принимали, застолья сменялись застольями. Пили за его лучезарный взгляд на мир и непрошибаемый и – весьма самодовольный – оптимизм. И вот встал один из самых уважаемых людей за столом и спросил гостя: Великий поэт Александр Пушкин был пессимистом, писал: «Не дай мне Бог сойти с ума!» Великий поэт Михаил Лермонтов был пессимистом, писал: «Страна рабов, страна господ…» Великий поэт Сергей Есенин был пессимистом, писал: «Не жалею, не зову, не плачу…» Почему, ты – такое говно – такой оптимист?! С чего бы это?»

Ольга ЕГОШИНА

http://www.teatral-online.ru/news/11561/
Прикрепления: 8874059.jpg (42.9 Kb)
 
Форум » Размышления » Театральные события » ЛЕВ ДОДИН: «КАКАЯ РЕДКОСТЬ – ХОРОШИЙ ТЕАТР» (к 70-летию режиссера)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками