Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Театральные события » ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ (Новые курсы столичных сцен)
ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 16.08.2013, 21:43 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 291
Репутация: 0
Статус: Offline
ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ

"Театрал" 23 Июля 2013

Хотелось бы начать с прописной истины, что абстрактного «театра» не существует. А жизнь и судьбу конкретного определяет тот, кому довелось на определенное время этот коллектив возглавить. На деле же оказывается, что это совсем не так. И коллективов абстрактных, приравненных к сути «театрально-зрелищного предприятия», у нас пруд пруди. Живут не шатко, не валко, выдавая в сезон определенное количество «продукта», не слишком озабоченные тем, в каком направлении плывут, и почему именно туда. И даже смена руководства подчас ничего не меняет, потому что новый лидер по сути таковым не является. Лидерство, как известно, предполагает некую идею, концепцию развития, а отважиться на их выработку, вероятно, не каждому дано. А без этого – никуда.

Не случайно же, наверное, под занавес минувшего сезона столичный Департамент культуры устроил конкурс концепций перед тем, как на несколько лет «вручить» победителю конкретный театр. Понятное дело, определенная отдача будет видна не сразу, да и от ошибок никто не застрахован. Ну и, конечно, правильные фразы могут разойтись с делом и не воплотиться в жизнь. Но когда-то же надо начинать.
А если обернуться назад, то можно заметить опыт весьма успешный. Речь идет, конечно, о «Гоголь-центре», самом скандальном эксперименте минувшего сезона




Сколько было криков и возмущений по поводу неправильно и неэтичного назначения Кирилла Серебренникова, дальнейших размышлений о том, что он «спас» другие театры, избежавшие подобной революционной участи. Сколько было собраний, митингов, писем и протестов. Самое любопытное и парадоксальное между тем заключается в том, что сегодня многие из тех, кто осенью пел про паровоз под сенью памятника Гоголю, весьма успешно влились в творческий процесс и даже фигурируют в критических рейтингах. Да, группа недовольных осталась и продолжает плакать о судьбе загубленного репертуарного театра. Но погоды это уже не делает.

Серебренникову за очень короткое время (а «Гоголь-центр» открылся только в феврале) удалось реализовать многое из своей концепции создания некоего культурного центра. К традиционному «репертуарному театру» (который никуда не делся) добавились и другие проекты – клубы, встречи, дискуссии, лекции. Здесь что ни день, то новое событие, новый поворот темы или ее последовательное усвоение. Зритель приходит и остается, растя количественно и меняясь качественно. Он перестает «потреблять» театральный продукт, но начинает спорить, сомневаться, быть может, в чем-то не соглашаться с творцами и исполнителями. Но мыслить только категориями «высокого искусства», подчас парящего в горних высях, уже не получается. В «Гоголь-центре» тебя переводят на территорию современной реальной жизни со всеми ее проблемами и несовершенствами, частью которой становится и театр.

Это так называемый революционный пусть театральных перемен, достаточно радикальный, но не приводящий только лишь к разрушению, как это пытаются порой представить. По этому пути, кажется, готов пойти новый руководитель Театра имени Станиславского Борис Юхананов, победивший (вместе с Мариной Андрейкиной) на упомянутом конкурсе концепций.




Здесь также предполагается снятие всего репертуара, уход в ремонтно-репетиционный период на несколько месяцев и последующее предъявление первых результатов.
Назначение Юхананова, ученика Анатолия Васильева, режиссера-экспериментатора, не нацеленного на «масскульт», конечно, выглядело достаточно неожиданным. Тем более что Театр имени Станиславского территориально представляет собой один из вариантов «московского Бродвея» с большой долей туристической публики. Одновременно это, пожалуй, самый неудачливый театр на современной столичной карте. Не будем вспоминать успехи прошлых лет, связанные с именами Бориса Львова-Анохина, Анатолия Васильева, Бориса Морозова и других. Хотя, если честно, с творческой точки зрения, только они и помнятся. В последние же годы здесь наблюдается бесконечная череда театрального руководства (Владимир Мирзоев, Татьяна Ахрамкова, Семен Спивак, Александр Галибин, Валерий Белякович).

С одной стороны, много говорят о том, что худруки подвергаются «съедению» труппой. С другой же, и каких-либо крупных художественных событий тоже давно не наблюдалось. По всему выходит, что этот театр поневоле требует каких-то радикальных мер, потому что эволюционные помогли мало. Так что на сегодняшний день перемены в Театре имени Станиславского, безусловно, главная интрига грядущего сезона. И что из этого получится, наверное, заранее не может предсказать никто. Ясно пока только одно: предполагается создание еще одного культурного центра, в котором наряду со спектаклями ожидаются и другие события, в том числе и кинематографического порядка.




А вот Олег Меньшиков, чье назначение худруком Ермоловского театра до поры до времени интриговало, предпочел эволюционный путь. Хотя и не без начального радикализма, что выразилось в чистке репертуарной афиши, из которой исчезла львиная доля прежних спектаклей. Но вот дальше никакой внятной программы и концепции обнаружить, увы, не удалось. Подбор режиссеров на постановки выглядел достаточно случайным, несмотря на то, что предпочтение отдавалось молодым (Алексей Кузмин-Тарасов, Александр Созонов). Впрочем, и мэтр Евгений Каменькович открытий не совершил. В результате получилось так, что взамен снятых средних спектаклей в афише появлялись новые, не менее средние. Немного позаигрывали с «новыми формами», проведя в Ермоловском, впервые в репертуарном театре, очередной «Театральный альманах». Но никакого развития этого сюжета пока не последовало. Да, на самого Меньшикова в качестве актера по-прежнему ломится публика, что бы он ни играл. Все же остальное пока аншлагов не собирает, да и на критические баталии не провоцирует. Остается ждать: а вдруг что-то изменится?



Еще одно медийное лицо, а именно Сергей Безруков, получивший в свое распоряжение театры, базировавшиеся в Кузьминках, тоже пока не озвучил какой-либо конкретной программы. Да, на карте Москвы появился новый сценический организм – Губернский театр. Но вот что там будет происходить и в каком ключе, покажет сезон грядущий. Другое дело, что активных перемен не все и жаждут, от актеров до зрителей, предпочитая в качестве театральных скрижалей небезызвестный трактат Крутицкого «О вреде реформ вообще». И речь не только о Губернском театре. Но все же перспективные ожидания связаны больше с другими точками на театральных картах двух столиц.

Например, с Театром на Таганке, пребывающем в весьма неопределенном состоянии. Понятно, что Дмитрий Волкострелов в компании с выпускниками «Школы театрального лидера» пока брошен туда лишь на подготовку достойных юбилейных торжеств. Но ведь любопытно же, что из этого получится. А вдруг эта история могла бы иметь продолжение? Тем более что делать из живого, сегодня существующего театра музей имени прошлых заслуг – затея пустая. Но как объединить прошлое и настоящее – вот в чем вопрос?




Не меньшие ожидания связаны и с петербургским БДТ, находящемся в схожей ситуации, которую как-то предстоит переломить Андрею Могучему. Или с Новой сценой Александринки, которой и должен был руководить Могучий, а теперь хорошо бы и впрямь увидеть там Марата Гацалова.
Так что следующий сезон, кажется, обещает быть не менее событийным, чем прошедший. И больше всего не хотелось бы, чтобы лейтмотивом нового театрального года стала «драма обманутых ожиданий».


Ирина АЛПАТОВА

http://www.teatral-online.ru/news/9782/
Прикрепления: 9829774.jpg (64.8 Kb) · 7065548.jpg (37.6 Kb) · 0396911.jpg (44.8 Kb) · 2496303.jpg (36.1 Kb) · 1955778.jpg (27.5 Kb)
 
Форум » Размышления » Театральные события » ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ (Новые курсы столичных сцен)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Анастасия Савченкова © 2024

Конструктор сайтов - uCoz

Обмен ссылками